Где производят кондиционеры?

04.09.2014

Вопреки распространённому заблуждению о существовании на российском рынке кондиционеров японской сборки, значительная часть кондиционеров сегодня собирается в азиатских странах. Каковы причины того, что ведущие Японские фирмы перенесли производство в Таиланд, Малайзию, Тайвань, Китай? Прежде всего, это дешевизна земли под застройку, низкие налоги, близость к источникам сырья и основным рынкам сбыта. Большое значение имеет также стоимость рабочей силы. Так, например, по оценкам Fujitsu General затраты на персонал в Китае составляют 10% от соответствующих затрат в Японии. Переносят свои производства в Китай не только Японцы, так же поступают американцы, только делают это по несколько иным соображениям. Дело в том, что выпускать сплит — системы не территории США просто невыгодно (внутренний рынок потребляет их всего 20 — 30 тысяч в год). В результате их выпуск экономически выгодней перенести поближе к основным рынкам сбыта, опять же, в Юго — Восточную Азию.

Причина появления заводов американских и японских фирм в Европе — в высоких ввозных пошлинах, защищающих внутренние рынки этих стран. Это делает производство на месте более выгодным. Что говорят факты ?

По сообщениям AFX Asia и Asia Pte Ltrd (со ссылкой на издание Nihon Keizai Shimbun) японские производители бытовых кондиционеров один за другим переносят производства кондиционеров на территорию Китая. Так, SHARP Corp. увеличил производство кондиционеров в Китае и Таиланде на 400000 единиц в год.. По сообщениям JARN, компания Fujitsu General Ltd. завершила процесс переноса производства бытовых кондиционеров FUJITSU и GENERAL на китайскую фабрику (Shanghai Fujirsu General), считается что этот факт поможет сократить затраты на производство кондиционеров и возможно позволит Fujitsu General более успешно, чем в прошлые годы, конкурировать на рынке. SANYO Electric планирует и дальше развивать своё китайское производство, более того, по сообщению AFX News — Asia, SANYO Electric Co. Ltd. выдала лицензию сроком на пять лет на производство компрессоров под торговой маркой Sanyo двум китайским компаниям — China Resources (Shenyang) и Shenyang Shengrun Compressor Co. HITACHI Ltd строит фабрику в Китае как экспортную базу для мирового рынка, роль которой сейчас выполняет фабрика в Малайзии. DAIKIN Kogyo Ltd of Japan переносит производство компрессоров для кондиционеров в Китай (завод Xi’an). По сообщениям Financial Times Information на фабрике DAIKIN Europe NV, расположенной в Остенде (Бельгия) значительно сокращен штат сотрудников ввиду снижения объёмов продаж Daikin. Агентство JARN сообщает, что Daikin Industries полностью переводит производство бытовых сплит — систем на фабрику в Таиланде и Китае, а также часть производства из Бельгии в Венгрию и Чехию, где себестоимость производства, несомненно, будет ниже, чем в Бельгии. По сообщению информационного агентства SABI (South America Business Information) CARRIER кроме раннее существовавшего производства в Малайзии часть кондиционеров производит в Аргентине (industrial park Garin).

Китайская компания TTI (TechTronic Industries) , владельцы которой живут в Гонконге, приобрела недавно ряд европейских брендов: шведский Atlas Copco Electric Tools, американский Milwaukee , японский Ryobi, немецкий AEG, ранее принадлежавший Electrolux. В настоящее время TTI ведёт переговоры о покупке ещё одной европейской торговой марки — Metabo. Структура производства компании TTI такова:

  • 79% — инструменты и садовая техника;
  • 16% — пылесосы;
  • 3% — товары на солнечных батареях;
  • 2% — остальное, включая кондиционеры AEG.

Китайские компании часто используют лояльность европейцев к известным брендам для продвижения своего товара. Так после покупки TTI марки AEG, на рынке появились кондиционеры с одноимённым названием, ранее ни AEG ни Electrolux никогда не выпускавшиеся. Схема действует так: инвесторы, обычно из Гонконга, приобретают известный бренд, далее на различных китайских заводах (обычно на небольших предприятиях, там где цена и соответственно качество ниже) закупают товар, реализуемый в дальнейшем под этим брендом. Когда речь идёт о ширпотребе, схема работает хорошо, а вот когда продаётся товар длительного пользования, такой как кондиционеры, возникают проблемы. При размещении заказа на очередном китайском заводе, даже если дизайн остаётся прежним начинка такой техники меняется, а значит впоследствии, потребуются другие запчасти для ремонта. Если срок службы кондиционера составляет минимум 5 лет, кто потом вспомнит где, на каком заводе в разные годы производился, например, тот-же AEG. И будут ли существовать через 5 лет эти карликовые заводы, если только за 2005 год их количество в Китае уменьшилось на 200шт. А это значит, что у покупателя возникнут проблемы с ремонтом техники и ему придётся покупать новый кондиционер, не через 5 или 10 лет, а возможно через год. В случае, когда кондиционер устанавливался во время ремонта помещения, т.е.  коммуникации прокладывались, за гипсокартоном или в штробах, такая замена кондиционера может привести к новому ремонту и влетит в копеечку.

Больше доверия вызывают бренды, за которыми стоит реальное производство, причём достаточно крупное. Так, например заводы такого азиатского гиганта как GREE, расположенные в 40 км от Гонконга, в 2003г. произвели каждый 10-ый, в 2004г. — каждый 7-ой,  а в 2005 году уже каждый 5-ый(!) кондиционер, проданный на планете. По OEM соглашениям GREE производит такие кондиционеры, как DAIKIN, PANASONIC, SHARP, SANYO.

Ниже представлен список некоторых фирм — производителей и стран, в которых размещены их производства:

  • ARISTON — Китай
  • CARRIER — Малайзия, Аргентина
  • DAIKIN — Таиланд, Бельгия, Китай
  • Fujitsu (Fujitsu General) — Таиланд, Китай
  • Fuji — Таиланд
  • GENERAL (General Fujitsu ) — Таиланд, Китай
  • HAIER — Китай
  • HITACHI — Малайзия, Китай
  • LG — Корея, Китай
  • МВ — Китай, Россия
  • McQuay — Китай
  • Mitsubishi Heavy — Таиланд
  • Panasonic — Малайзия, Китай
  • SAMSUNG — Корея, Китай, Узбекистан
  • SANYO — Китай
  • TOSHIBA — Таиланд, Китай

После всего сказанного выше понятно, что верхом наивности было бы пытаться купить кондиционер, сделанный в Японии. С другой стороны не стоит опасаться техники, произведённой в Китае — стране, объявившей о программе полёта человека на Марс.

Однако всё не так просто! Приглядимся повнимательней к азиатскому рынку.

«КТО ЕСТЬ КТО В АЗИИ» (или история об одноразовых кондиционерах).

В 2002 году Китай вышел на первое место в мире по производству кондиционеров. По оценкам специалистов, на сегодняшний день в Поднебесной находится более 40% мирового производства этой продукции и уже в ближайшие годы его доля увеличится в полтора раза Полутора миллиардный Китай сам является крупнейшим в мире рынком бытовых кондиционеров. Из 32,7 млн. сплит-систем, оконных и мобильных кондиционеров, проданных в мире в 2002 году, на Китай пришлось 9,2 млн. или другими словами 28,1%. На внутреннем рынке доминирует продукция местных фирм, более того, доля зарубежных производителей каждый год падает. Вообще, если рассматривать азиатский рынок, то всех местных производителей условно можно разделить на три большие ценовые группы (таблица 1).

В первой группе — Gree и Haier. Причём GREE производит более 3 млн. кондиционеров в год и входит в первую десятку ведущих мировых производителей. Это высокий уровень качества. Цена на эту технику внутри Китая на уровне японской продукции а заводские цены для зарубежных потребителей несколько выше, чем на корейскую продукцию.

Во вторую группу входят фирмы, среднего ценового ряда. Наиболее крупные Kelon, Midea, Chunlan и Toyo, каждый из которых производит более 1,2 млн. кондиционеров в год. Уровень этой продукции ниже, чем у первой группы, они менее известны и характеризуются нестабильным уровнем качества. Одна партия может быть на уровне, в другой процент брака окажется намного выше продекларированного. Случаются и откровенные сливы бракованного оборудования. Так два года назад AUX (по-китайски «дуб») продавал в Европу отбракованные кондиционеры по $90.

И, наконец, третья ценовая группа — это компании, которые ориентированы исключительно на достижение минимальной отпускной цены. В эту группу входят такие производители, как YUETU, Galanz, Hinbao, Chigo, Rowa, Timetron (Vitek, Sсarlett).

В Китае это оборудование считается «одноразовым»!

О качестве этой техники говорить трудно. Например, по оборудованию Akai (пр-во Rowa Air Condition), брак — два кондиционера из трех. Есть нарекания по технике Golf, Saturn, Polaris. Впрочем, ожидать безупречного качества от аппарата, цена которого ниже стоимости приличного компрессора было бы по меньшей мере наивно. То есть при поломке кондиционер не ремонтируют, а выбрасывают. Дешевле купить новый. При этом расчетный срок эксплуатации равен 2–3 годам.

Таким образом, краткое резюме по кондиционерам, произведённым в Азии в 2003 — 2006г.г., выглядит так. Ситуация сложившаяся в России во многом напоминает картину характерную для Китая. Бесспорный лидер — Gree, заметную долю играет Haier. На GREE приходится порядка 18% местного рынка и 32% рынка российского. Одновременно, ряд более мелких китайских производителей с низким качеством и заводскими ценами (2 и 3 группа, таблица 1) ориентирован в основном на экспорт в Россию, поскольку на внутреннем рынке не в состоянии конкурировать с лидерами. Среди этих кондиционеров пока очень велика доля экстремально дешевой «одноразовой» техники из «третьей» ценовой группы. Но думается потребитель разберётся «кто есть кто» и время всех расставит на свои места.

Продавцы кондиционеров в России (или о том как одноразовые фирмы продают одноразовые кондиционеры)

Стоит опасаться техники, которую предлагают «серые» (неофициальные) импортёры, ввозящие в страну некачественную технику, а также фирм в регионах, сотрудничающих с ними. Подобная техника обычно не адаптирована к российской электросети, не приспособлена для работы при низких температурах, а иногда просто отключается, когда столбик термометра опускается ниже +10 градусов Цельсия. Ещё один грешок «серых» импортёров — торговля техникой, отбракованной на фирменных заводах.

Как гарантированно избежать встречи с «левым» товаром?

  1. Ни в одной солидной фирме вас не станут обманывать по поводу происхождения предлагаемой техники. Если же кто-то будет упорно доказывать, что все кондиционеры сделаны в Японии и США, или, например, что китайские HISENSE (продаваемые в России под названием BALLU) произведены во Франции, кондиционеры DAIKIN (которые выпускаются на заводах GREE в Гонконге) везут из Японии, а китайские TTI (они же AEG) сделаны в Германии, то у вас появится некоторый повод усомниться в компетенции (или честности) продавцов.
  2. Стоит задуматься, когда вам обещают 4-5-6–7… -летнюю (или пожизненную!) гарантию. А какая история у фирмы-продавца, к которой вы обратились? Может быть, она существует один месяц или меняет свои названия и реквизиты каждый год — два. Кто тогда выполнит обещанные гарантийные обязательства? Часто за громкими титулами «корпораций», «групп климатических компаний», и прочих образований стоят мыльные пузыри из трёх человек: «президент», главный бухгалтер и монтажник. «Одноразовыми» кондиционерами обычно торгуют «одноразовые» фирмы. Учтите и то, что фирменная гарантия производителей обычно составляет один -максимум три года.
  3. Обратите внимание на то, есть ли у фирмы положительный опыт работы, какие объекты она выполняла. Так вы сможете оценить качество монтажных работ. Убедитесь в наличии у фирмы федеральной строительной лицензии, выдаваемой ГОССТРОЕМ РФ. Даже самый простой кондиционер не является обычной бытовой техникой, такой как телевизор, холодильник или пылесос. Кондиционеры имеют различную производительность, измеряемую в кВт (или BTU — British Thermal Unit) и подбираются под конкретное помещение, для чего выполняется расчёт теплоизбытков помещения. Существуют различные методики таких расчётов от «экспресс» — расчётов, занимающих не больше минуты до более сложных, требующих наличие специального программного обеспечения. «Быстрые» расчёты, выполняемые при клиенте, имеют более высокую погрешность и требуют от фирмы — установщика большого опыта в подборе оборудования. Часто у дилетантов в различных прайс — листах рядом с моделью кондиционера можно увидеть площадь помещения, на которую он «якобы» рассчитан. Но даже ребёнку понятно, что в двух комнатах с одинаковой площадью температура может быть разная и зависит она и от высоты помещения, количества людей, в нём находящихся и от того, на какую сторону света выходят окна и т.д., а не только от площади После определения требуемой мощности следует выбор модели кондиционера и определение места установки. Таким образом, покупка кондиционера отличается от покупки телевизора или холодильника тем, что покупая кондиционер, вы покупаете инженерное решение. И если учесть, что срок службы нормального кондиционера составляет 7– 10 лет, то эти 10 лет вы будете жить с этим решением или вам придётся покупать новый кондиционер.


    Примеры уродливого монтажа

  4. Немалую роль играет специализация продавца. Мировой опыт показывает, что продажей и установкой кондиционеров, а тем более систем вентиляции занимаются специализированные технические центры, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты производителей оборудования. Западный покупатель, щепетильно относящийся к потребляемой им пище и воде не доверяет установку прибора для обработки воздуха, будь то кондиционер, вентиляция, очиститель воздуха и т.п.  соседнему супермаркету или, например, компьютерной фирме. Потому что покупатель понимает, что дышать этим воздухом придётся ему и каждый день. Особенно это актуально ввиду появления новых инфекционных заболеваний, передаваемых воздушным путём, в том числе через неправильно спроектированные системы вентиляции, например, так называемая «болезнь легионеров» или легионелёз.

    ХХI век — век специализации и если фирма находится в творческом поиске, торгуя всем чем придётся: от холодильных прилавков, колготок, офисных АТС, компьютеров — до кондиционеров и вентиляционного оборудования, то можно конечно профинансировать эксперименты такой фирмы над собой и своим помещением, но только стоит ли?

Комментарии к этой записи

Написать свой комментарий

captcha

    Заказы онлайн

    Если Вы не уверены в выборе или сомневаетесь, то наши специалисты бесплатно проконсультируют Вас по любым вопросам, связанным с нашими предложениями

    Вы всегда можете задать вопрос по телефону:

    +7 (351) 725-93-93
    +7 (351) 266-99-66

    ПН-ПТ с 10.00 до 18.00